Официальный сайт книги архимандрита Тихона «Несвятые святые» и другие рассказы»
О книге
Избранные рассказы
Отзывы читателей
Отзывы в прессе
Об авторе
Форум

Отец Аввакум и псковский уполномоченный

Псково-Печерский монастырь. Фото: Геннадий Михеев
Псково-Печерский монастырь. Фото: Геннадий Михеев
Как-то летом один из древних печерских стариков, сторож монах Аввакум, заявил в трапезной после вечерних молитв, что больше не будет пускать в монастырь неправославных. Хватит! Ходят по обители то размалеванные дамочки-туристки под ручку с мужиками-безбожниками, от которых за версту разит табачищем, то коммунисты с баптистами, то новоявленные экуменисты, то мусульмане в обнимку с нехристями-жидами. Надо этому класть конец!

Братия не придала стариковскому ворчанию значения, но кто-то все же спросил:

– А как же ты отличишь, православный идет человек или нет?

Аввакум крепко задумался. Но ненадолго.

– А вот, кто прочтет Символ веры, того я и пущу! А нет – гуляй за воротами, нечего тебе и делать в монастыре!

Все посмеялись над его словами, да и забыли. Но на следующее утро, когда монахи расходились после службы по послушаниям, они с удивлением заметили, что в монастыре непривычно безлюдно. Бродят и крестятся на храмы благочестивые паломники, знакомые бабки подходят под благословение, странники со своими узелками отдыхают после литургии, юродивый бегает вокруг колодца. А вот обычные докучливые толпы туристов куда-то исчезли. Просто Святая Русь! Видно, правда, отец Аввакум чудит, исполняет свое слово.

Так оно и происходило. С раннего утра, заступив на дежурства у Святых ворот, отец Аввакум у каждого входящего требовал прочесть Никео-Цареградский Символ веры, составленный отцами двух первых Вселенских соборов в IV веке. Расчет был гениально прост: каждый воцерковленный православный уж точно знает этот текст наизусть.

С полшестого до десяти часов утра ни у одного из пришедших в монастырь с Символом веры проблем не было. А вот после десяти из Пскова подъехал первый туристический автобус. Само собой, никто из советских туристов экзамен у Аввакума выдержать не смог. Все только ругались да угрожали, стоя перед закрытыми наглухо воротами. Но для старого солдата отца Аввакума, закончившего войну с полной грудью боевых орденов и медалей, эти угрозы были просто смешны. Потом подъехал еще автобус. Потом подоспели и интуристы… Короче, к полудню у ворот обители собралась огромная разгоряченная толпа. Ее-то и увидел из окна своей черной «Волги» приехавший в монастырь на обед к отцу наместнику главный псковский надзиратель над всей церковной жизнью – уполномоченный по делам религий по Псковской области Николай Александрович Юдин.

В монастыре фамилию уполномоченного все подчеркнуто произносили как «Иудин». И не потому, что этот уполномоченный был хуже других. Просто любой надзиратель за церковной жизнью сам по себе был символом внешнего порабощения Церкви. Справедливости ради, надо сказать, что Николай Александрович был довольно добродушный человек, много лет проработавший в органах, но не ожесточившийся от избытка власти. Но все же он был самым полноправным хозяином и решителем судеб всех проходящих по его ведомству священнослужителей. Любого священника он мог по своему усмотрению лишить так называемой регистрации, и тогда священник уже не имел права служить в храме. И это лишь самое малое. Неприязнь уполномоченного совершенно спокойно могла кончиться для батюшки набором всех тех неприятностей, которые имел возможность обеспечить этот кадровый сотрудник КГБ тому, кого он посчитал бы опасным для советского строя. Поэтому все настоятели, не говоря уже о простых батюшках, являлись в кабинет уполномоченного по первому вызову.

Все, кроме наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Гавриила. Он был единственным, к кому, если надо было решить какое-то дело, Юдин приезжал сам. Почему так происходило? Думаю, потому, что наместник смог себя так поставить. И еще потому, что отец Гавриил был сильный и независимый наместник. И очень жесткий: если уж чего-то решал, то добивался.

Правда, некоторые ядовито предполагали, что уполномоченный Юдин ездит в монастырь «на ковер» потому, что у наместника чин выше. Но это были просто злые языки. Хотя, понятно, что в те времена наместники и настоятели не могли не иметь взаимоотношений с представителями государственной власти. Но об этом позже.

Увидев вопиющий непорядок в своем «хозяйстве», Николай Александрович Юдин, конечно же, сразу вышел из машины. Быстро во всем разобравшись, он решительно пробрался сквозь толпу к воротам и грозно забарабанил кулаком по старинным, окованным железом дубовым доскам.

– Кто там?! Ну-ка, открывай сейчас же!

– Читай Символ веры! – торжественно и грозно раздался из-за ворот глас монаха Аввакума.

– Что?!! – не поверил своим ушам уполномоченный. – Какой еще «Символ веры»? Открывай, тебе говорят!

– Читай Символ веры! – все так же непреклонно донеслось с той стороны.

У Николая Александровича от возмущения даже перехватило дыхание:

– Да ты кто такой?!. Ты что себе позволяешь? Я – уполномоченный! Я – Юдин! Открывай сейчас же или пожалеешь!!!

– Читай Символ веры!

Этот возвышенный диалог продолжался минут десять.

Наконец, взглянув на часы, уполномоченный сдался:

– Открой, прошу тебя! Я уже на целых четверть часа к вашему наместнику опоздал. Представляешь, как он меня сейчас встретит?!

За воротами повисла пауза. Видно, отец Аввакум живо представил себе, что ждет этого несчастного.

– Да, тебе не поздоровится… – с пониманием вздохнул он. Но тут же несгибаемо повторил: – Читай Символ веры!

– Да не знаю я этот ваш Символ веры! – взмолился уполномоченный. – Хоть что это такое?

Отец Аввакум снова крепко задумался и наконец принял решение.

– Ну, ладно, так и быть!.. Повторяй за мной!

И из-за ворот донеслись древние величественные слова Никео-Цареградского Символа веры.

– Верую! – возгласил Аввакум.

– Верую… – затравленно озираясь на туристов, выдавил из себя уполномоченный.

– Во Единого Бога Отца!.. – торжественно продолжил Аввакум.

– Во Единого Бога Отца… – обреченно повторил Юдин.

– Вседержителя!

– Вседержителя…

– Творца Небу и Земли!

– Творца… Небу и Земли…

После того, как уполномоченный Совета по делам религий по Псковской области всенародно засвидетельствовал последний догмат, заключенный в великой молитве: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь», ворота приоткрылись и пропустили чиновника в монастырский двор.

Буквально испепелив взглядом своего инквизитора и выругавшись сквозь зубы, уполномоченный бросился к настоятельскому корпусу, где его в весьма раздраженном духе поджидал отец наместник.

– Что ж это вы, Николай Александрович, опаздывать решили? Я уж полчаса как вас поджидаю! – недовольно встретил он гостя.

– Да что обо мне?! – кинулся в атаку уполномоченный. – Это у вас тут невесть что творится! Поставили какого-то психически больного на ворота. Никого не пускает – требует от всех читать какой-то Символ веры! Там на площади автобусы, туристы!!. Иностранцы!!! Представляете, какой скандал сейчас начнется?

Тут уж и наместник заволновался. Он немедля послал отца эконома разобраться и навести порядок, а Аввакума сейчас же привести в наместничий кабинет на расправу.

Когда Аввакум вошел в обеденную залу, уполномоченный усилиями отца наместника, а также с помощью обильных яств и французского коньяка был несколько успокоен.

Увидев сторожа, отец наместник гневно привстал в креслах.

– Ты что там устроил?! Без благословения, самочинно порядки свои в монастыре наводишь?!

А вот самочиние – это действительно грех для монаха. Отец наместник здесь был совершенно прав. И Аввакум мгновенно этот свой грех осознал. Он решительно шагнул к столу и бросился отцу Гавриилу в ноги.

– Виноват! Прости, отец наместник!

– Убирайся вон, самочинник! – загремел над ним наместник и даже отпихнул Аввакума сапогом.

Уполномоченный мстительно торжествовал. Когда он уехал, наместник снова вызвал к себе Аввакума. Тот, лишь войдя, сразу повалился в ноги.

Но отец наместник вызвал его совсем не для выговоров:

– Ладно, молодец! На вот, бери! – добродушно проговорил отец Гавриил и сунул Аввакуму бутылку «Наполеона».

В тот вечер Аввакум и еще несколько старых монахов-солдат с удовольствием попробовали, что такое знаменитый наместнический коньяк.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Комментарии читателей портала Православие.Ru:

2011-07-10
01:20
Вячеслав:
Вы так здорово пишите,отец Тихон! Спасибо и низкий поклон. А я просто отверженный Сочинскими Православными. От того и страдаю тяжело. Какие люди были! А мы... Грешный Вячеслав Андрюшин. г.Сочи.

2011-07-04
21:45
Вячеслав:
Вы все сделали прекрасный,интересный сайт. Спасибо Вам! Но кто-нибудь из Сочинских Батюшек его читает? Чужой Сочнским Православным,страдающий,находящийся в отчаянии Православный грешник Вячеслав.г.Сочи.

2011-07-02
16:54
Галина:
Дорогой отец Тихон!
Поздравляем Вас с днем рождения и 20-летием монашества. Да хранит Вас Пречистая!
Галина,Павел

2011-06-30
19:59
Вячеслав:
Архимандрит Тихон! Помогите-ради Бога! В Сочи-чужой всем Православным.Инвалид 2 группы.Из дома не выхожу. Никто из Православных постоянно не навещает.Страдаю от изоляции очень сильно. Живого общения нет. Все-один. Грешный Православный Христианин Вячеслав Андрюшин.

2011-05-21
06:50
Алексей:
Очень понравился рассказ.
Благодарю.

2011-05-07
23:26
Надежда:
От души посмеялась,спаси Вас Господи,отец Тихон!

2011-05-07
17:19
Один из Александров:
Горькое чувство у меня от этого рассказа. "Молодец монах Аввакум, настоящий Воин Христов!", - так сказал здесь один из комментаторов. Логично продолжить, что наместник - не воин Христов. Сапогом толкнуть... Очень уж это угодливо перед властью даже по тем мрачным временам.

2011-05-05
15:02
Никандр:
А после как?Символ веры стали у прибывших--стребовать?
Словно пороль для входа в обитель.Да как всегда кто
не снами тот....

2011-05-04
15:37
Александр:
Христос Воскресе!
Да, интересный рассказ. Особенно понравилось, как уполномоченного по делам религий ЗАСТАВИЛИ читать Символ Веры. Героический монах этот отец Аввакум.

2011-05-04
11:30
Елена:
Спаси , Господи, за интересный рассказ.Прочла с огромным удовольствием, как и все , что пишет многоуважаемый о.Тихон.Думаю, его книга привлечет в православие много людей, особенно интеллигенции.История веселая и жизненная, то что, что монахи живые люди и вынуждены приспосабливаться, как о.насместник и своевольничать, как герой рассказа.После вспыхнувшего чувства восторга, пришло другое. Не надо требовать от людей невоцерковленных каких-то конкретных знаний.Мой начальник - человек умный,добрый,порядочный, физик по образованию,кандидат физ.-мат.наук, является убежденным атеистом.Я за него молюсь, но в спор не вступаю, т.к. немощна.И вот он говорит : "В храм бы какой конфессии не зашел, везде тебя радостно привечают, рассказывают, в православных же храмах старушки делают недоброжелательно замечания, что что-то не так делается".Прости, Господи, но я будучи в душе верующим человеком, в советское время "достававшей"Библию у адвентистов седьмого дня, на пути к воцерковлению сталкивалась, с паническим чувстом страха , что я делаю что-то не так, что мне могут сделать замечание в некорректной форме, портилось настроение, от того, что кому-бы то ни было, делают замечания грубо. Не надо отталкивать людей, нужно помогать.С уважением, р.Б.Елена.

2011-05-03
14:23
Р.Б. Наталия:
Самый интересный и потрясающий рассказ, опубликованный на светлой седмице!!!!!
Ведь этот рассказ не о том, чтобы не пускать не православных в монастыри и храмы, а как раз о Торжестве
Православия, о том, что "никто не благ, но только Господь"
И воин Христов о.Аввакум выполнил волю Божью, "не как я, но как ты Господи", и "претерпел от мудрого о.наместника".
Читая рассказ восхищалась стойкостью, мужеством и Верой во Христа о.Аввакума, и мудростью сильного отца наместника.
Вот истинные воины Христовы!

2011-05-03
12:24
Евгения:
Светлана, зачем же Вы так? Если глубоко верующие люди будут отталкивать своих новоявленных братьев, то грош цена христианской любви. Что же им, вообще к храму близко не подходить, чтобы никого не смущать? Ай-ай-ай, Светлана.

2011-05-03
12:21
р.Б.Александр:
Христос Воскресе!!!
Давно я так не смеялся...
Спаси Господи!
Отец Тихон,пишите,не умолкайте!

2011-05-02
22:30
Галина:
Христос Воскресе!Спаси,Господи,о.Тихон интересная история,поучительная,себя грешницу вспомнила)))

2011-05-02
14:56
Иоанна:
Вот бы и на Литургию в храм по такому же принципу людей впускать... эх...

2011-05-02
09:12
Ирина:
Рассказы архимандрита Тихона читаем всей семьей (это 3 поколения) с большим удовольствием.

2011-05-02
00:40
Олег:
Очень смеялись! Класс!
"После того, как уполномоченный Совета по делам религий по Псковской области всенародно засвидетельствовал последний догмат, заключенный в великой молитве: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь», ворота приоткрылись и пропустили чиновника в монастырский двор..."

2011-05-01
18:53
Антоний:
Кстати, мне доподлинно известно, что превращение рок-музыканта Константина Кинчева из язычника в христианина началось после того, как немного чудаковатый монах-привратник не пустил его, пьяного, на территорию Пс-Печорского монастыря.

2011-05-01
11:35
Сергей:
Такая практика нужна и в современное время! Вот, например, ст. Старочеркасская (недалеко от Ростова-на-Дону, где я живу). Территорию Свято-Донского монастыря, который из руин безбожных лет созидал первый настоятель архимандрит Модест (человек не просто благочестивый и праведный, а благочестивейшей и праведнейший!), Царство ему Небесное, занимает музей донского казачества. В некоторые дни в году молитвенный настрой монахов (а территория монастыря небольшая) и их молитвенное делание перебивают фестивали казачьих песен и плясок. Представьте, КАКОЙ грохот стоит от топота танцующих ног по деревянной сцене, зычных казачьих рулад и звуков баянов! А летом каждый год проводится День чебака (плотвы) - главной рыбы здешних мест - с раздачей наваристой ухи из чебака посетителям и, разумеется, с демонстрацией казачьей культуры, в т.ч. и песен с плясками! Никто не спорит, какие фестивали очень нужны и чрезвычайно любимы народом и, в том числе, казаками. НО НЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЖЕ МОНАСТЫРЯ ОНИ ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТЬСЯ!

2011-05-01
11:20
Дмитрий:
Демид спросил: "а что, монахам коньяк разрешен?"

Уважаемый Демид, если благословил наместник, монахам коньяк разрешен.

Светлана предложила: "Прекрасная идея отца Аввакума! А если такую практику ввести на воротах в монастырях, так и давки в храмах не будет!"

Уважаемая Светлана: подвиг Марии Египетской начался как раз после того, как она из любопытства попыталась зайти в Храм. Сегодняшний любопытствующий - завтрашний святой.

2011-04-30
22:19
Фотиния:
Спаси Господи, батюшка!Ваши рассказы всегда достоверно отображают историческую действительность.
Критики зря стараются: им не очернить красоты монашеского жития. А судьи кто?!Чистому все чисто.
Совершенно не согласна (с предложениями критиков в комментариях) вводить практику отца Аввакума в наши дни! Эти люди забывают слова Спасителя: не препятствовать приходящим к Нему. Конечно, чем больше людей станут воцерковленными людьми и спасутся, тем лучше!

2011-04-30
11:01
Татиана:
Христос Воскресе!Досточтимый отец Тихон,с какой радостью всегда читаю Ваши сочинения!От них веет детством,дорогими сердцу батюшками,ушедшими к Господу,но оставившими тот
неповторимый дух простоты,любви,нестяжания земных благ и безграничной веры и верности Господу.Возвращаете меня в детство,в Русь уходящую,в милое моему сердцу Леохново,Старую Руссу...Многая Вам ЛЕТА!

2011-04-30
10:18
Мария:
Хорошо, добро, утешает. Ждем книжку!


Еще ни один человек даже в давке не уходил из храма или Сретенского монастыря ни с чем. Всегда дается утешение, надежда и силы, всегда, и даже на проходе, и даже на улице около храма. И новые люди - это хорошо, на земле, в Церкви нет ни одного ненужного человека. И уроки нам тоже нужны.

2011-04-30
08:30
Марина:
Воистину Воскресе Христос!
Чудный рассказ и очень полезный!Помоги Господи Вам,наш любимый наместник, дописать Вашу будущую книгу до конца!

А в храмах действительно стало тяжело стоять - из-за хлынувшего народа.Так ведь это правильно!С одной стороны - нам для смирения, а с другой, - сегодня он или она зашли в храм из-за любопытства, или Бог тихонько позвал, а завтра одним молитвенником станет больше!Чем яростнее выступает враг рода человеческого, тем увеличивается число приходящих к Богу!Радоваться только надо тому, что народ повалил в храмы и монастыри.

2011-04-30
07:23
Валентина:
Да, архимандрит Гавриил был именно такой!

2011-04-30
06:22
Леван:
Спаси Господи за интересный рассказ!

"– Читай Символ веры! – торжественно и грозно раздался из-за ворот глас монаха Аввакума. " И вправду, читая эти строки испытываешь радость на душе. Молодец монах Аввакум, настоящий Воин Христов!

2011-04-30
05:24
Виктор:
Христос Воскресе!!! Спасибо отец Тихон за Ваши книги.

2011-04-30
00:08
Людмила:
Спаси Господи, отец Тихон!
Может ввести такую практику вратарника Аввакума и в наши дни?

2011-04-29
22:34
Лукичев Н.П.:
Полностью согласен с Иваном. Критики! Это ведь не жития святых, это хроника нашей тогдашней церковной жизни. Хотя, простите за дерзновение, но думаю, что именно эти простецы-Аввакумы сейчас и молятся за нас в Царствии Небесном! Это были прекрасные монахи. Я застал их в Печорском монастыре в семидесятые-восьмидесятые годы.

2011-04-29
22:31
Дмитрий:
Согласен с Иваном. Не судите никого. Прекрасный рассказ.

P.S. Так радостно на душе было когда читал момент где уполномоченый повторял слова Символа веры, не знаю почему.

2011-04-29
21:12
Иван:
До чего же противно читать про сопли, охи и ахи о том, мол, какой ужас, что старики-солдаты, монахи, выпили коньяка! Ну и что? Это жизнь, милые, а не лакировка под жизнь. Не сусальная поделка, а правда. Осуждаете? Вперед! Все эти осуждающие и мизинца не стоят живого и верного Аввакума и хитрого, жесткого, но полностью отвечающего перед Богом за монастырь наместника. Не вместить этого вам, бедные критики!..

2011-04-29
20:53
Игорь Обертас:
Получается коньяк всему голова. Всех успокоил, включая и туристов за забором. Ну а завтра? Опять коньяк или уже как обычно без экзаменов? "Живое слово" про бывших солдат, которые наконец-то дождались фронтовой пайки? Про сурового и доброго отца настоятеля яствами с коньяком задабривающего советскую власть и одновременно зарабатывающего "особое положение" среди других наместников?... Про архиерейский сапог гневно отталкивающий Аввакума?
Не знаю, чему умиляться...Простите, если кого обидел.
Христос Воскресе!

2011-04-29
19:10
Елена:
Спаси, Господи, отец Тихон. Мне кажется, никого нельзя не пускать. Сколько, возможно, молитв было положено и земными силами, и небесными, чтобы такие люди хотя бы переступили порог храма.

2011-04-29
18:36
Марина:
Что, так и было? Ну тогда вы там все просто герои.
Я помню то время.

2011-04-29
18:24
Олег:
Чувствуется братская любовь, прям до сердца дошло! Спасибо за рассказ!

2011-04-29
17:12
Демид:
"В тот вечер Аввакум и еще несколько старых монахов-солдат с удовольствием попробовали, что такое знаменитый наместнический коньяк. " - а что, монахам коньяк разрешен?

2011-04-29
16:37
Ирина:
Не вполне понятна история со знаменитым наместническим коньяком и праведностью вратарника.К автору:это сочетается?

2011-04-29
14:39
Елена:
И я жду книгу с нетерпением!

2011-04-29
14:25
sasha:
Спасибо от всей души! Про «древних печерских стариков» рассказы получаются самые живые, светлые и трогательные, очень обнадеживающие (на мой взгляд,конечно).
о.Тихон, напишите о них по-больше пожалуйста

2011-04-29
14:01
Александр:
О. Тихон спасибо вам! На светлую седмицу утешили. Хотя ведь представить - уполномоченный Совета по делам религий читал Символ Веры у ворот Лавры, что бы его пустили в монастырь - ДИВНЫ ДЕЛА ТВОЯ ГОСПОДИ!!!

2011-04-29
13:30
Алексей:
Какой контраст со статьей отца Тихона "О том, как мы уходили в монастырь"...

2011-04-29
12:34
Гавриил:
Спасибо!

2011-04-29
11:25
Макеенкова Юлия:

ПОТРЯСАЮЩЕ!!!! СЛОВ ПОКА НЕТ.
СПАСИ, ГОСПОДИ , ОТЕЦ ТИХОН.

2011-04-29
11:24
Светлана:
Умничка какая Аввакум, а отец Гавриил очень мудрый настоятель.Спасибо за рассказ.

2011-04-29
10:55
Ольга:
Спаси Господи о. Тихон! Жду не дождусь выхода Вашей книги!

Обсудить рассказ
«Отец Аввакум и псковский уполномоченный»
на форуме

О книге | Избранные рассказы | Об авторе | Пресса | Форум |
Информация о приобретении книги: тел.: (495) 621-86-40, e-mail: opt@pravoslavie.ru
Сделано в 3dartist.ru Православие.Ru